Мир профессий!
Многие выпускники до сих пор не знают, какую профессию выбрать. Студентам и родителям поможет известный психофизиолог, доктор психологических наук Е.А. Рекомендуем метод Климова, который помог многим.
Наряду со способностями ребенка, интересом не лучше было бы попробовать этот метод.
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АНКЕТА (Е.А.Климов)
Методика предназначена для выбора различных видов профессий согласно классификации профессий Е.А.Климова.
Содержание методики: необходимо выбрать по одному из каждой из 20 пар и поставить знак «+» в соответствующей ячейке листа ответов.
Лист ответов построен таким образом, что вы можете посчитать количество отметок «+» в каждом из 5 столбцов. Каждая из 5 колонок соответствует определенному виду профессии. Вам подойдет профессия с наибольшим количеством оценок «+».
Время тестирования не ограничено. Обычно выполнение задачи занимает 20-30 минут.
Инструкция: «Предположим, что любую работу можно выполнить после соответствующей подготовки. Но если бы вам пришлось выбирать между двумя вариантами, какой бы вы выбрали?
Типы профессий
В соответствии с объектом (предметом) труда Е.А. Климов выделил пять
типов профессий:
I. «Человек – природа»
Ведущий предмет труда профессий этого типа – сельское хозяйство, пищевая промышленность, медицина и научные исследования (биология, география). Среди профессий этого типа можно выделить профессии,
предметом труда которых являются:
-
растительные организмы;
-
животные организмы;
-
микроорганизмы;
-
среда существования живых организмов.
Примеры профессий: овощевод, агроном, зоотехник, ветеринар,
микробиолог.
II. «Человек – техника»
Ведущий предмет труда профессий этого типа – технические объекты (машины, механизмы) и их свойства, материалы, виды энергии.
Среди профессий этого типа можно выделить:
-
профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;
-
профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов;
-
профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;
-
профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;
-
профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;
-
профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;
-
профессии, связанные с применением подъемных, транспортных
-
средств, управлением ими;
-
профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.
Примеры профессий: столяр, инженер-механик, электрослесарь, техниктехнолог общественного питания.
III. «Человек – человек»
Ведущий предмет труда профессий этого типа – социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.
Среди этого типа профессий можно выделить:
-
профессии, связанные с обучением и воспитанием людей,
-
организацией детских коллективов;
-
профессии, связанные с управлением производством, руководством
-
людьми, коллективами;
-
профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;
-
профессии, связанные с информационным обслуживанием;
-
профессии, связанные с медицинским обслуживанием.
Примеры профессий: продавец продовольственных товаров, парикмахер,
врач, учитель, психолог.
IV. «Человек – знаковые системы»
Ведущий предмет труда профессий этого типа – условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.
Среди этого типа профессий можно выделить:
-
профессии, связанные с оформлением документов,
-
делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием,
-
перекодированием;
-
профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения;
-
профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.
Примеры профессий: переводчик, топограф, программист.
V. «Человек – художественный образ»
Ведущий предмет труда профессий этого типа – явления, факты художественного отображения действительности.
Среди этого типа профессий можно выделить:
-
профессии, связанные с изобразительной деятельностью;
-
профессии, связанные с музыкальной деятельностью;
-
профессии, связанные с литературно-художественной
-
деятельностью;
-
профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.
Примеры профессий: артист, художник, музыкант.
Лист ответов