29 октября 2023 года – День общенационального траура в Республике Казахстан

  • Сандугаш Жиентаева

Руководителям государственных учреждений и СМИ по проведению мероприятий во время Дня национального траура

(29 октября 2023 года)

Президент РК объявил 29 октября – Днем общенационального траура в связи событиями в Карагандинской области стране, повлекшими гибель шахтеров. Согласно Конституционному закону РК «О государственных символах Республики Казахстан», необходимо приспустить флаги на всех государственных и административных зданиях на половину высоты флагштока в течение срока траура. В день траура должны быть отменены культурные, массовые и спортивные, развлекательные мероприятия, а также телевизионные, радио передачи. По всей стране, а также на зданиях дипломатических представительств за рубежом в траурный день приспускают государственные флаги.

  1. Все учреждения должны спустить государственные флаги, расположенные на фасадах и крышах всех зданий в ночь с субботы 28 октября на воскресенье в 00.01. По закону флаг опускается до середины флагштока. В день окончания траура в 24.00 ночи с 29 октября на 30 октября вновь поднимается флаг.
  2. Акиматам районов «Алматы», «Байконур», «Есиль», «Нура», «Сарыарка» совместно с Управлением по инвестициям и развитию предпринимательства г.Астаны необходимо заблаговременно связаться с учреждениями, расположенными на их территориях (гостиницы, бизнес-центры и другие) и обеспечить своевременный спуск флагов.
  3. Управлению по развитию языков и архивного дела провести мониторинг по спущенным флагам по городу в соответствии с законом. В День национального траура рекомендуется обеспечить соблюдение ряда мер, связанных, в первую очередь, с деятельностью СМИ и оформлением их интернет-ресурсов:
  4. Предлагается при оформлении интернет-ресурсов СМИ и государственных органов (в т.ч. логотипов) в День общенационального траура:  размещение в верхней части страниц сайтов по всей ширине баннера с надписью следующего содержания: «29 октября 2023 года – День общенационального траура в Республике Казахстан». Цвет баннера – черный, цвет текста – белый. Язык текста зависит от языковой версии ресурса, которую в данный момент просматривает пользователь. Баннер должен быть кликабельным. При щелчке по нему предлагается осуществлять переход на статью одного из государственных СМИ, посвященную событию, к которому приурочен траур. Кроме того, баннер должен быть привязан к верхней части страницы (не прокручиваться при просмотре страницы). Примерный вариант оформления представлен в Приложении.  изменение цветовой гаммы интернет-ресурсов на черно-белую. При этом необходимо сохранить исходную цветовую гамму фотографий, сделав черно-белыми только элементы оформления сайтов.  изменение цветовой гаммы логотипов телеканалов на черно-белую.
  5. В течение Дня национального траура со всех страниц всех интернет-ресурсов СМИ и государственных органов предлагается убрать любые рекламные баннеры, развлекательные и интерактивные элементы.
  6. Рекомендуется отключить звуковое сопровождение интернет-ресурсов, если подобное имеет место.
  7. Предлагается отключить функцию комментирования для всех материалов, касающихся Дня общенационального траура, на всех интернет-ресурсах. Подобная мера связана с традиционно большим количеством нелицеприятных отзывов, в том числе, о тех, по ком объявлен траур. В качестве альтернативного варианта предлагается рассмотреть возможность ужесточения политики модерирования комментариев к публикациям, связанным с причинами объявления национального траура.
  8. Материалы, посвященные событиям, связанным с Днем общенационального траура, должны быть привязаны к верхней части главной страницы.
  9. Рекомендуется всем СМИ (печатные СМИ, интернет-ресурсы, теле- и радиоканалы) воздержаться от размещения материалов развлекательного характера в день траура. На радиоканалах предлагается трансляция спокойных неритмичных музыкальных произведений, в основном, отечественных.
  10. Исключить из сетки вещания всех теле- и радиоканалов размещения рекламы, социальной рекламы в соответствии с пунктом 4 статьи 8 Закона «О рекламе». Также рекомендуется не размещать рекламные материалы в печатных изданиях.
  11. В печатных изданиях рекомендуется на первых страницах использовать черно-белую гамму, избегать ярких цветов.
  12. Во всех СМИ рекомендуется избегать публикации/размещение провокационных фотографий и видео, включая изображения трупов, крови и т.п.